Нужно ли вам ГБО?

  • 2 Ответов
  • 743 Просмотров

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

*

Оффлайн Hikari

  • кочегар
  • 1 лошадиная сила
  • *****
  • 100
    • Победа М20
  • Я живу в: Киев
Нужно ли вам ГБО?
« : 09 Марта 2016, 08:38:12 »
(из статей для "Сегодня")

Каждый автомобилист, заезжая расплачиваясь за бензин на заправке, невольно задумывается о возможности установки газового оборудования на свой автомобиль. Попробуем разобраться, насколько это в настоящий момент обосновано.

Существует «поверье», что использование газа уменьшает моторесурс. «Прогорают клапана» и прочие «страшилки. Из личного опыта эксплуатации нескольких газовых автомобилей, скажу — при своевременном ТО никаких негативных последствий не замечено. Двигатели проходили по пол миллиона километров до капитального ремонта. О сэкономленных при этом средствах — ниже.

Для начала внесем ясность — газовое оборудование бывает двух типов. Одно (CNG) предназначено для использование сжатого газа(метана), второе (LPG)— для сжиженного газа (пропан-бутана). Это принципиально разное оборудование, имеющее свои достоинства и недостатки.

В странах Евросоюза метановые силовые установки обладают наиболее щадящим налоговым режимом. Связано это с международными квотами на сжигание метана, наличие которого в атмосфере существенно вредит экологии. Один киловатт-час энергии, которая получена с помощью бензинового или дизельного топлива, облагается аналогом в 0,047 евро и 0,073 евро соответственно, то аналогичное количество энергии, полученное из сжатого природного газа метана, обходится налогоплательщикам лишь в 0,015 евро. К тому же в разных странах существуют различные ограничительные и поощрительные меры по эксплуатации таких автомобилей. К ним относятся запреты на эксплуатацию дизельных автомобилей в городах и, с другой стороны, отсутствие запрета на «возраст» автомобиля «на метане», отсутствие запрета въезда в природоохранные зоны для авто на метане, компенсация за переоборудование автомобилей под метан, компенсация процентов по кредитам и сниженные акцизы на такие авто и многое другое. В Украине эта нормативная база пока что разрабатывается.

Метановое оборудование предназначено для использования в качестве топлива сжатый метан. Баллон, в который закачивается газ, должен выдерживать давление 300 атмосфер, как и газопроводная арматура, предназначенная для заправки и подвода газа от баллона к понижающему редуктору. На практике в баллон закачивают газ под давлением 200 атмосфер. У нас достаточно трудно купить баллон высокого давления для легковых автомобилей, обычно метановые установки эксплуатируются на грузовых автомобилях и автобусах. Но можно приобрести автомобили, оборудованные метановыми установками еще на заводе, к примеру, в Украине у дилеров есть в продаже Opel Ecoflex или IKCO Samand/Soren/Saipa.
Запас хода на полной заправке газом у таких автомобилей — 200-300 км, после чего двигатель автоматически переключается на бензин. Хочется отдельно отметить невозможность что-либо подмешать в топливо или разбавить его.

Экономика эксплуатации метановых установок.
Сжатый метан в настоящий момент продается по цене около 13 грн, экономия на цене(если проводить условный знак равенства между литром бензина и кубометром метана) составляет 30 %. На практике экономия меньше (около 20%) из-за дополнительных поездок на заправки, сеть которых недостаточно развита, и необходимости проведения обслуживания и осмотра этого оборудования. Для того, чтобы себе представить, в какие именно цифры выливается такая экономия, предположим, что наш автомобиль на 100 км потребляет 10 литров бензина и 10 кубов метана. За 10 км экономия составит 4 грн, за 10 000 — 4000 грн, за 100 000 — 40 000.  Стоимость установки подобного ГБО CNG находится в пределах 15-30 тысяч грн, основную стоимость составляет цена баллона.

Пропан-бутановые, обычно кратко называемые просто пропановыми, газовые установки (LPG) не имеют никаких экологических бонусов. Пропан является побочным продуктом нефтепереработки, что определяет его низкую стоимость. Стоимость газового оборудования и работ по установке его на авто тоже значительно ниже, чем в случае с метаном. Простейшее ГБО с моновпрыском непосредственно во впускной коллектор обойдется дешевле 6000 грн, включая оборудование и работы. Но и эту стоимость можно сократить, приобретя, к примеру, баллон б/у — таких предложений достаточно много по сайтам объявлений. Из личного опыта эксплуатации автомобиля на пропане главное, что хочу подчеркнуть — это запас хода. Пропановые баллоны достаточно компактны, стандартный баллон на 60 литров даст возможность проехать на условном Ланосе более 600 км на одной заправке.

Но не все настолько просто. Если классический четырехцилиндровый двигатель Ланоса или «десятки» можно «перевести на газ» с помощью простейшего ГБО первого поколения, то 6-8 цилиндровые двигатели требуют более серьезного подхода. Отдельные блоки электронного управления впрыском в установках четвертого поколения и газовые магистрали с насосами в установках пятого поколения влетят в серьезные расходы — до 20-30 тысяч гривен. Попробуем рассчитать, окупятся ли подобные вложения.
При нынешней цене на пропан в районе 8 грн за литр экономия составляет фантастические 60 % на литре. Однако, для компенсации потери мощности, придется увеличить расход газа, и реальная экономия составит «всего» около 30%, что очень не плохо. На нашем условном Ланосе, потребляющем 10 литров бензина на 100 км она составит: на 10 км 6 грн, на 10 000 — 6000, на 100 000 — 60 000 грн. Достаточно очевидно, что стоимость переоборудования окупается с лихвой в первые же 100 000 км. Остается только один вопрос — сколько вы реально ездите. Он, кстати, актуален и для метановых авто.

Если автомобиль в день проходит 100 км, то за год он пройдет всего лишь 30 000 км. То есть LPG газовое оборудование окупится быстро, CNG – гораздо дольше. Если же машина за год едва проходит 10 000 км — установка ГБО просто нецелесообразна. Речь, разумеется, о дорогих установках четвертого и пятого поколений, которые требуются для соответствующих автомобилей. На наш условный Ланос ставить однозначно выгодно, даже с учетом необходимого переоформления в ГАИ.

Подытоживая, отмечу, что все упирается только в ваши личные привычки эксплуатации автомобиля. Если вам нравится менять машины раз в месяц — связываться с ГБО нет никакого смысла. Если же вы имеете привычку пользоваться машиной 5-10 и более лет, стоит задуматься об установке ГБО. Эксплуатация автомобилей на метановом оборудовании в Украине в настоящий момент гораздо менее выгодна, чем эксплуатация авто на пропане. Но евроинтеграционные процессы потребуют принятия необходимых нормативных актов, и они не за горами. Поэтому выбор остается только за вами — продолжать ездить на бензине, установить выгодную на настоящий момент пропановую установку или прогрессивную и «евроориентированную» метановую.
« Последнее редактирование: 09 Марта 2016, 08:48:16 от Hikari »
(\(\
( -.-)
o_('')('')
___________________
Чем ленивее человек, тем больше труд его напоминает подвиг

*

Оффлайн iPhoner

  • "Истина - это не то, что можно доказать, а то, чего нельзя избежать."
  • 1 лошадиная сила
  • *
  • 36
    • Samand CNG 2008
  • Я живу в: Олд Черноморск
Re: Нужно ли вам ГБО?
« Ответ #1 : 09 Марта 2016, 10:15:27 »
Твой анализ соответствует нашему бытию перевернутых смыслов! Где белое и черное поменялись местами …
Краткость не сестра таланта, она ему любовница.

*

Оффлайн Hikari

  • кочегар
  • 1 лошадиная сила
  • *****
  • 100
    • Победа М20
  • Я живу в: Киев
Re: Нужно ли вам ГБО?
« Ответ #2 : 10 Марта 2016, 00:04:08 »
я - продажный писака... :(  :wall:
(\(\
( -.-)
o_('')('')
___________________
Чем ленивее человек, тем больше труд его напоминает подвиг